Знай наших

Ломоносов Михаил Васильевич. Часть пятая

Автор – Ирина Деребенко

В 1757 году Ломоносова ставят во главе Академической канцелярии, и он, с трудом преодолевая сопротивление недругов, начинает наводить порядок в работе обсерватории, запущенного Ботанического сада, расширять и усовершенствовать работу гимназий. Оживляет деятельность Географического департамента, налаживает изготовление глобусов на русском языке, изобретает новые «способы делания шаров». Под его руководством создаются новые подробные карты разных районов России.

Полярная карта Ломоносова

Карта Санкт-Петербургской губернии

Карта части севера Российской империи

Для составления нового атласа Ломоносов организует экспедиции, разрабатывает маршруты, сам собирает людей, готовит необходимые инструменты, оборудование. По планам Михаила Васильевича в атласе должно быть отражено состояние промышленности, торговли, должны быть нанесены все пути сообщения, судоходства, а также информация о природных богатствах страны. К Атласу планировалось приложение с подробным описанием всех этих данных. Сам термин «экономическая география» впервые введён был именно Ломоносовым, это отражало его взгляд на взаимосвязь наук и характеризовало как мыслящего в государственных масштабах.

Не обходил стороной Михаил Васильевич и морские путешествия и исследования. Он также участвует в снаряжении экспедиций, снабжении необходимыми инструментами, расписывает задания для исследователей, пишет подробные инструкции на случай шторма или другой опасности. В этих инструкциях в первую очередь он думает о сохранении жизни людей, даже ценой потери всех записей, наблюдений и научных открытий.

фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов»

Ломоносов мечтал об установлении постоянного Северного морского пути, но льды подвергали смертельной опасности путешественников и учёных. Не одно столетие ушло на исследование Северного Ледовитого океана, наконец, в XX веке в 1932 году полярники на ледоколе «Сибиряков» прошли из Архангельска в Тихий океан. Мечта Ломоносова была осуществлена.

«Александр Сибиряков»

Северный морской путь

Ломоносов стал национальной гордостью России – человек из народа достиг неслыханной в крепостной России славы. Тысячи людей различных сословий открыто восхищались им, раскупали его сочинения, брали с него пример.

Правители Академии не были заинтересованы в продвижении науки в России. Церковники грозили вечным горением в аду, дворянство не принимало из-за низкого происхождения и высмеивало его за это, даже те, кто из истопников и пастухов при Петре Первом стали его сподвижниками и получили дворянский титул. Преимущественно немецкие учёные во власти вставляли палки в колёса в работе великого учёного. Менее успешные учёные завидовали гению Михаила Васильевича и не упускали ни одного случая, чтобы не навредить ему, в чём-то отказать, осмеять новую дерзкую мысль. Царица Елизавета – дочь Петра I была слишком набожна, чтобы встать на его сторону и защитить великий ум от нападок, но не давать ходу интригам, направленным против первого российского учёного мирового уровня она могла, но побаивалась поддерживать открыто. Да и Екатерина II не стремилась воплощать грандиозные идеи учёного, хоть и считалась с его авторитетом.

Вот с такими трудностями Ломоносов сталкивался каждый раз, как делал новое открытие, или писал новый труд. Михаил Васильевич стремился обеспечить свободное развитие наук в России, требовал ограничить вмешательство церковников в науку, ратовал за образование доступное всем сословиям.

Именно благодаря работе Ломоносова, его упорству и целеустремлённости, появилось много учёных значительно продвинувших вперёд отечественную науку: солдатский сын Василий Фёдорович Зуев – талантливейший ботаник и этнограф, сын пономаря Никита Петрович Соколов – химик, сын солдата Пётр Борисович Иноходцев – астроном, сын солдата Иван Иванович Лепёхин – ботаник и зоолог, в честь которого были названы два вида насекомых и одно растение.

В.Ф. Зуев

П.Б. Иноходцев

И.И. Лепехин

Ломоносов покровительствует желающим приобщиться к учению или мастерству – так обратился к нему юный резчик по кости Федот Шубный, ставший впоследствии великим скульптором Федотом Шубиным. Подобным образом попал в науку Мишенька Головин, ставший выдающимся математиком Михаилом Евсеевичем Головиным.

Федот Шубин

Ф. Шубин. Бюст Голицина

Ф. Шубин. Павел I

Ф. Шубин. Екатерина II

Этот список можно ещё долго продолжать, а если учесть, что Московский Университет дал толчок возникновению других учебных заведений по стране, то вся современная отечественная, а во многом и мировая наука обязана всем своим знанием великому гению – Михаилу Васильевичу Ломоносову.

фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов»

Ломоносов считал, что именно в России с её размерами, земными богатствами, климатическими зонами наука имеет неограниченные возможности развития. Михаил Васильевич изучал окружающий мир во всей безграничности проявлений, начиная от незримых атомов и кончая небесными светилами. Его внимание привлекали и явления природы: землетрясения, громы, молнии, и тончайшие, едва уловимые движения растений. Его ум проникал в далёкое прошлое Земли и устремлялся в грандиозное будущее человеческой мысли.

фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов»

4 апреля (по старому стилю) 1765 года перестало биться горячее сердце Михаила Васильевича Ломоносова. Похоронили великого учёного в Александро-Невской лавре при огромном стечении народа, за гробом шли и вельможи, и духовенство, шли и студенты, и гимназисты, шло «ломоносовское племя русских учёных», впоследствии двигавших отечественную науку и совершавших выдающиеся открытия во всех областях знаний.

Александро-Невская лавра

Могила Ломоносова

Бюст Ломоносова работы Шубина

Работая в разных областях науки, Ломоносов стремился постичь единство законов, управляющих природой, их всеобщую связь и взаимозависимость явлений. Для Ломоносова не существовало граней между науками, как нет этих граней в самой природе, отражением которой они являются.

«Для пользы общества коль радостно трудиться».
М. В. Ломоносов

«За общую пользу, особливо за утверждение наук в Отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю».
М. В. Ломоносов

(Обсудите с ребёнком смысл этих фраз)

Его проникновенный ум был озарён светлыми помыслами о благе, преуспевании и просвещении горячо любимого им народа. Чем бы ни занимался Ломоносов, какие бы великие и общие законы природы он ни устанавливал, какие бы открытия ни совершал – всегда, во всем он служил этим своей родине!

Александр Сергеевич Пушкин сказал о Ломоносове: «Он создал первый Университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим Университетом».

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.

Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.


Знай наших