Автор – Ирина Деребенко
Имя Петра Ильича Чайковского знакомо всем без исключения, спросите у маленького ребёнка, и тот ответит про «Спящую красавицу» и «Щелкунчика», взрослый же назовёт что-то вроде: опера «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Пиковая дама», балет «Лебединое озеро», симфонии, сюиты и множество отдельных оркестровых произведений и романсов.
Композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик, один из выдающихся психологов в музыке – это всё о Чайковском.
Родился Пётр Ильич 25 апреля (7 мая) 1840 года в Вятской губернии (ныне г. Воткинск, Удмуртия), имя мальчику дали в честь деда – полкового лекаря русско-турецкой войны, уехавшего по её окончанию на Урал и служившего здесь, сначала лекарем, потом дворянским заседателем и городничим.
Отец – Илья Петрович к началу 1840-х дослужился до начальника Камско-Воткинского металлургического завода там же на Урале. Особой чертой Ильи Петровича было добросердечие, и не только к своим родным - гувернантка детей Чайковских Фанни Дюрбах вспоминает как при знакомстве: «…г. Чайковский подошел ко мне и без всяких фраз обнял и поцеловал как дочь».
Семья Чайковских (Крайний слева Пётр Ильич)
Родители Петра Ильича любили музыку, отец в юности играл на флейте, мать Александра Андреевна на арфе и фортепиано, пела романсы.
Флейта
Арфа
Фортепиано
Но самое сильное впечатление произвёл на маленького Петю механический орган – оркестрина, с него началось поклонение Моцарту (австрийский композитор XVIII века).
Однажды вечером у Чайковских были гости и вечер прошёл в музыкальных развлечениях, дети принимали самое живое участие в танцах и пении, а утомившись, поднялись в детскую, но уснул будущий композитор не скоро – в его голове снова и снова играла музыка. «О, эта музыка, музыка!... она не даёт мне покоя!» повторял он плача.
Петя обладал замечательным слухом и музыкальной памятью, позволявшей подбирать на инструменте всё услышанное. В четыре года даже вдвоём с младшей сестрой сочинили песенку об уехавшей по делам маме «Наша мама в Петербурге».
Часто после долгих «фантазирований на фортепиано» Петя расстраивался и нервничал, и гувернантка, не понимая причин этого, пыталась препятствовать увлечению мальчика, и старалась развивать его литературный талант.
Однажды Петя увлёкся каким-то ритмом и так барабанил по оконному стеклу, что разбил его и сильно поранил руку. Это происшествие побудило родителей, несмотря на протесты гувернантки, пригласить для сына учительницу музыки – Марию Марковну Пальчикову.
Мария Марковна Пальчикова
Быстрое продвижение в учёбе вызывало удивление в семейном кругу. Для провинциального городка такое увлечение музыкой не было естественным, да и родители прочили ему карьеру чиновника.
По словам гувернантки, маленький Петя был вполне обычным ребёнком, немного неряшливым, частенько в чём-то испачкавшимся, но очень милым; в учёбе – старательным и понятливым, в забавах – самым весёлым выдумщиком и фантазёром. Был очень впечатлительным – обидеть его было легко. Но вместе с тем, Петя любил друзей и всегда защищал их от наказания, а порой требовал наказать и его, хотя не был виновен.
Пробовал Петя писать стихи, неумелые, но очень добрые, искренние: о материнской любви, о животных. В восемь лет он написал рассказ, в котором были такие слова: «… душа хороших, благочестивых отправится к Богу. Они будут ангелами на небе! Я хотел бы быть таким!»
(цитата не точная, изменена умышленно, чтобы не говорить ребёнку о смерти детей).
В феврале 1848 года Илья Петрович Чайковский оставил службу на металлургическом заводе и решил попытать счастья в Москве или в Петербурге.
Расставание с любимой гувернанткой тяжело далось детям, добавилась смена обстановки: новый город, отставание в учёбе из-за переезда, заболевание корью. Всё это сильно отразилось на их состоянии, и маленький Петя стал ещё более чувствительным и нетерпеливым – при малейшем замечании на глазах выступали слёзы.
Однако переезд в Петербург положительно повлиял на развитие музыкальных способностей будущего композитора – его родители договорились о занятиях с профессиональным преподавателем. Они оставили в Пете заметный след – «и он в полном смысле слова узнал музыку,…» писал впоследствии его брат Модест.
Но надолго здесь задержаться не получилось – в мае 1849 года Илья Петрович был назначен управляющим частными металлургическими заводами в Алапаевск. И семья вновь переехала на Урал – в маленький неинтересный рабочий городок.
Сестра Зинаида и кузина Лидия вспоминали то время: «…иногда между собой танцуем или поем под музыку Пети. Он очень мило играет, можно подумать, что взрослый. Нельзя сравнить его теперешнюю игру с игрою на … заводе». Сам Чайковский писал гувернантке: «Я никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда мне грустно».
Родители же по-прежнему прохладно относились к страстному увлечению сына музыкой и планировали сделать из него юриста или военного.
В августе 1850 года с матерью и сёстрами Петя выехал в Петербург для поступления в приготовительный класс Училища правоведения. А через два года, когда ему было двенадцать лет поступил в Императорское училище правоведения.
Императорское училище правоведения
К моменту поступления Чайковского в училище дисциплина стала близкой к военной, за непослушание прибегали к розгам; воспитывали подрастающее поколение «в духе… преданности Царю и Отечеству», а жизненным правилом было: - «Честно жить, никого не обижать, каждому воздавать своё».
(Обсудите с ребёнком, что означает это правило).
Однако Петю ни разу не пороли, вот что вспоминает его одноклассник Иван Турчанинов: - «…несомненно, в Чайковском было что-то особенное, выделявшее его из ряда других мальчиков и привлекавшее к нему сердца. Доброта, мягкость, отзывчивость и какая-то беззаботность по отношению к себе были с ранней поры отличительными чертами его характера».
Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.
Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.