Знай наших

Чайковский Петр Ильич. Часть вторая

Автор – Ирина Деребенко

Михаил Иванович Глинка

Стремление родителей вырастить из Пети юриста, не позволило забыть о театре – ещё по приезде в Петербург мальчика сводили на оперу Глинки «Жизнь за царя» – первая опера в исполнении оркестра, хора и певцов. (Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор первой половины XIX века, другое название оперы «Жизнь за царя» - «Иван Сусанин»). Если в десять лет Петя не мог оценить достоинства постановки, то красота и сила музыки Глинки поразила его музыкальное воображение.
(Расскажите ребёнку немного о Сусанине, кто он был, ради чего совершил свой подвиг, в другой день можете послушать или посмотреть фрагменты из этой оперы, например: «Хороша у нас река», «Славься, славься ты, Русь моя!»).

А потом будущий композитор и сам часто посещал театр – особым его вниманием пользовались итальянские оперы и французские балеты. В годы обучения в училище Чайковский мало музицировал – к этому не располагала атмосфера учебного заведения.

Рудольф Кюндингер

С 1855 по 1858 годы по воскресеньям Чайковский берёт уроки фортепианной игры у известного пианиста Рудольфа Кюндингера, но занятия были нерегулярны, и, как часто случается в судьбах великих людей, учитель не обнаружил в ученике особого дарования. Однако сам Чайковский высоко ценил эти уроки: - «Каждое воскресенье я проводил с ним час и делал быстрый прогресс в игре на фортепиано…».

По окончании Училища правоведения Чайковский – в девятнадцать лет – приступил к работе в Департаменте юстиции.

Департамент юстиции

Это было беспорядочное время – время метаний между осознанием ответственности по отношению к работе и растущим желанием заниматься творчеством.

Луиджи Пиччоли

В течение девяти лет с 1856 по 1865 год Чайковский посещает семью Пиччоли, занимается с ним музыкой, слушает его пение, изучает итальянский. (Луиджи Пиччоли итальянский певец и вокальный педагог). Но главное Пиччоли привил Петру Ильичу любовь к итальянской опере и итальянским композиторам и именно он убедил Чайковского, что тому ещё не поздно заняться музыкой.

Осенью 1861 Чайковский всё-таки решается начать занятия в общедоступных музыкальных классах. Двумя годами ранее стараниями великого музыканта Антона Григорьевича Рубинштейна было образовано Русское музыкальное общество – до этого музыку преподавали лишь в аристократических домах и частных школах. Потому отечественных музыкантов было очень небольшое количество.

Антон Григорьевич Рубинштейн

В этих бесплатных музыкальных классах изучали теорию музыки, учились играть на фортепиано, скрипке, виолончели, позднее открылась школа хорового пения. Классы и школа быстро стали популярными – Рубинштейн с удовлетворением отмечал, что среди учеников есть чиновники, военные, купцы, лавочники, студенты и даже женщины.
(Объясните ребёнку, почему женщины стоят особняком в этом списке, что вплоть до XX века основной заботой женщины считалось ведение домашнего хозяйства).

Русский танец

Ноктюрн

(Обсудите с детьми, чем похожи и чем отличаются инструменты: форма, смычок, размеры, звук, соотнесите звучание и размеры инструмента).

В письме сестре Пётр Ильич пишет: «… начал заниматься теорией музыки и очень успешно; … кто знает, может быть, ты через года три будешь слушать мои оперы и петь мои арии…». (Ария – эпизод в музыкальном произведении для голоса с аккомпанементом).

Однажды Рубинштейн, обходя классы, попросил Чайковского остаться после занятий и заявил, что у него, несомненно, есть талант, но упрекнул, что Пётр Ильич занимается слишком небрежно, и посоветовал взяться за дело основательно, «ибо даровитому человеку не подобает заниматься музыкой кое-как». Впечатлённый до глубины души словами уважаемого музыканта, молодой человек отныне с рвением приступил к занятиям. А на упрёк брата об оставлении службы в Департаменте юстиции и своём небольшом таланте по сравнению с Глинкой, ответил: «С Глинкой мне, может быть, не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной».

(Спросите у ребёнка, почему нужно кропотливо развивать свои задатки, и только ли в музыке нужен упорный труд? Объясните: чем бы человек не занимался, он должен вкладывать много сил и всю душу в это занятие.)

В сентябре 1862 года открылась на базе музыкальных классов Санкт-петербургская консерватория – первое подобное учебное заведение в России. Возглавил её Антон Рубинштейн, а Чайковский стал одним из первых студентов.

Санкт-Петербургская консерватория

По воспоминаниям товарищей по учебе и самого Рубинштейна, трудолюбие Чайковского оказалось поразительным. Будучи самым добросовестным студентом, он смог быстро освоить весь необходимый объем знаний и мастерства и уже в сентябре 1863 года числился в списке преподавателей консерватории, где являлся «репетитором по теории».

Летом 1864 года Чайковский написал увертюру к драме Островского «Гроза» - это был его первый опыт в области сочинения инструментальной музыки. (Увертюра – инструментальное вступление к опере или балету). Сочинение было далеко от совершенства и Антон Рубинштейн сделал много замечаний.

Николай Григорьевич Рубинштейн

В сентябре 1865 года брат его любимого профессора, композитор и пианист Николай Григорьевич Рубинштейн предложил ему место преподавателя в открывавшейся через год Московской консерватории.

А в январе 1866 года был сделан окончательный выбор – Пёрт Ильич решил посвятить себя музыке.

Это решение требовало большого мужества – в «порядочном обществе» считалось постыдным зарабатывать на жизнь игрой или пением, дворянское общество видело в музыке лишь развлечение.

Московская консерватория

Один из учеников Чайковского оставил воспоминания о преподавательской манере композитора: «Он входил в класс быстрой походкой, с руками за спиной, слегка наклонив голову и смотря перед собой сосредоточенным и, как казалось, острым взглядом серых глаз. Пётр Ильич садился к фортепиано, брал карандаш, … и, не выпуская его из пальцев, проигрывал наши задачи; …. Заметно было, что наши ошибки раздражали его. Объясняя правила гармонии, Пётр Ильич не переставал прохаживаться по классу, характерно заложив руки за спиной, слегка наклонившись вперед. Мы его весьма побаивались…»

Чайковский не видел особого смысла в преподавании, поскольку огромное количество учеников с большим трудом осваивало только основы предмета, не проникая в его сущность. Пётр Ильич поощрял лишь талантливых студентов, многих обижало, что он не обращает на них внимания. С некоторыми учениками Чайковский был в приятельских отношениях и помогал им всевозможными способами. Например, когда родители не смогли платить за обучение будущего скрипача Самуила Литвинова и забрали его из консерватории, Чайковский сделал его своим стипендиатом – стал вносить за него консерваторскую плату.

(Спросите у ребёнка почему, по его мнению, Чайковский обращал внимание только на старательных учеников? Почему приятнее и продуктивнее учить тех, кто хочет учиться? Обсудите с ним фразу «Нельзя научить, можно только научиться». Акцентируйте на том, что у самого хорошего учителя, выучиться чему-то смогут только те, кто рвётся к получению новых знаний, кто хочет развиваться.)

Одновременно с преподавательской деятельностью композитор работает над музыкальными сочинениями.

В январе 1869 года в Большом театре состоялась премьера первой оперы Петра Ильича Чайковского «Воевода».

Большой театр

Спектакль прошёл с успехом, автора вызывали 15 раз, но профессионалы увидели в этой опере лишь задаток большого будущего композитора, поскольку сюжет оперы был беден и помимо русских мотивов, слышались немецкие и итальянские влияния.

(Спросите у ребёнка, кто такой воевода (военачальник) и почему в опере с названием «Воевода» нужны именно русские, а не итальянские и немецкие мотивы.)

Пётр Ильич уничтожил эту оперу, восстановить её удалось намного позже по уцелевшим кускам.

Василий Андреевич Жуковский

Та же участь постигла ещё одну оперу Чайковского – «Ундина» по поэме русского поэта XVIII-XIX века Василия Жуковского – она была отклонена за «ультрасовременное направление музыки, небрежную инструментовку и отсутствие мелодичности».

(Поговорите с ребёнком о том, что с первого раза никогда не получаются шедевры, творческий путь полон сложностей и непонимания окружающих, которые нужно преодолевать, и с которым приходится сталкиваться всем без исключения. Единственный путь к преодолению – постоянное совершенствование своего мастерства.)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.

Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.


Знай наших