Знай наших

Чайковский Петр Ильич. Часть четвертая

Автор – Ирина Деребенко

Заказ написать музыку для балета «Озеро лебедей» пришёл из дирекции Большого театра весной 1875 года. Чайковский согласился не только из-за денег, но и из давнего желания попробовать себя в музыке такого рода – любовь к балету с ранней юности сыграла решающую роль. В то время идеалом балета для Петра Ильича была «Жизель» Адана, его пленяла поэтичность сюжета и мастерство композиции. (Адольф Адан – французский композитор XIX века.)

Адольф Адан

Чайковский набрал из театральной библиотеки балетных партитур и начал изучать балетную композицию в деталях. (Партитура – запись нотами музыкального произведения.) Также сочинению предшествовали долгие совещания с балетмейстером Большого театра, вырабатывалась программа танцев и весь сценарий балета.

Петр Ильич пишет брату Модесту 24 марта: «Вчера в зале театральной школы происходила первая репетиция некоторых номеров из первого действия этого балета. Если бы ты знал, до чего комично было смотреть на балетмейстера, сочинявшего под звук одной скрипочки танцы с самым глубокомысленным и вдохновенным видом. Вместе с тем завидно было смотреть на танцовщиц и танцоров, строивших улыбки предполагаемой публике и наслаждавшихся легкой возможностью прыгать и вертеться, исполняя при этом священную обязанность. От музыки моей все в театре в восторге».

Партитура была окончена 10 апреля 1876 года, премьера состоялась 20 февраля 1877 года в бенефис балерины Пелагеи Карпаковой. (Бенефис – спектакль, устраиваемый в честь одного из выступающих актёров.)

Пелагея Карпакова. Афиша балета «Лебединое озеро»

Театр был полон, Чайковский удостоился наибольших оваций, хотя, по свойственной ему скромности, уклонялся от них. Как любой творческой личности, Петру Ильичу иногда казалось, что он мог бы добиться лучшего, сделать богаче мелодию, ритмичнее, гармоничнее, даже изящнее. Хотя, в глубине души знал, что создал музыкальный шедевр – в дневнике он напишет: «Лебединое озеро. Минута абсолютного счастья. Но только минута».

Но, не смотря на творческие терзания автора, балет пользовался успехом у зрителей и выдержал на сцене Большого театра почти шесть сезонов – 39 спектаклей. А с годами «Лебединое озеро» стало основой мирового балетного репертуара. Разные части этого балета используют в фильмах, в Гала-концертах по всему миру, ставятся цирковые постановки.

Одна из самых известных частей этого балета «Танец маленьких лебедей» - очень сложный технически, но эффектный номер.

П. И. Чайковский Балет «Лебединое озеро», Танец маленьких лебедей

(Посмотрите репетицию, чтобы хоть немного представлять себе насколько это трудный номер.)

Репетиция. Танец маленьких лебедей. АРБ им. Вагановой

Сегодня музыка из балета «Лебединое озеро» используется даже в цирковых постановках.

Танец маленьких лягушат. Китайский цирк

(Попросите ребёнка пофантазировать, какие герои могли бы танцевать под эту музыку, пусть ребёнок попробует придумать сам номер, и, возможно, получится подключить друзей и устроить вечер творчества, где дети будут показывать свои номера.)

Александр Сергеевич Пушкин

Опера «Евгений Онегин» одно из самых проникновенных произведений Петра Ильича Чайковского, написанное с искренним увлечением, с любовью к сюжету и действующим лицам: «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал её. И если на слушателе будет отзываться хоть малейшая доля того, что я испытывал, сочиняя эту оперу, то я буду очень доволен и большего мне не нужно». Сочинение оперы началось с письма Татьяны к Онегину – ключевого момента и в романе Александра Сергеевича Пушкина, и в опере Чайковского.

Пётр Ильич пишет: «Весь погруженный в композицию, я до такой степени сжился с образом Татьяны, что для меня она стала рисоваться, как живая, со всем, что ее окружало. Я любил Татьяну и страшно негодовал на Онегина, представлявшегося мне холодным бессердечным фатом».

Ария Татьяны из оперы «Евгений Онегин». Галина Писаренко

Спектакль прошёл с огромным успехом, автору устроили овацию, но от волнения у Чайковского случился нервный припадок, от которого он не мог оправиться три дня.

В январе 1885 года на собрании Русского музыкального общества в Петербурге впервые исполнялась Третья сюита. В письмах Чайковский вспоминает: «Так восторженно не встречалось еще ни одно первое исполнение вещи русской симфонической музыки ни в Петербурге, ни в Москве», «Подобного торжества я еще никогда не испытывал; я видел, что вся масса публики была потрясена и благодарна мне. Эти мгновения суть лучшее украшение жизни артиста. Ради них стоит жить и трудиться».

Чайковский снова много путешествует, гостит у родных и знакомых, в Париже встречается с певицей Полиной Виардо, она показала хранившуюся в их семье подлинную партитуру «Дон Жуана» Моцарта. Пётр Ильич в восторге записал в дневник: «Видел партитуру Дон Жуана Моцарта, писанную ЕГО РУКОЙ!!!!!!!!!! ... Не могу выразить чувства, которое охватило меня при просмотре этой музыкальной святыни! Точно будто я пожал руку самого Моцарта и беседовал с ним».

Полина Виардо

Вольфганг Амадей Моцарт

Своего рода признанием в любви великому композитору стала оркестровая сюита Чайковского «Моцартиана», написанная летом 1887 года. (Сюита – циклическое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединённых общим замыслом). Идею «Моцартианы» Чайковский определил как «старина в современной обработке», в предисловии он пояснил цель создания сюиты – «дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества». Пётр Ильич не следовал приёмам оркестрового письма Моцарта, а предложил свой взгляд – «взгляд художника нового времени на музыку вековой давности».

К этому времени в российских театрах уже регулярно исполняются произведения Чайковского, часто организовывают концерты, состоящие полностью из произведений Петра Ильича. Его талант покоряет всё большее количество душ и сердец.

В середине декабря 1887 года Чайковский отправляется в первую заграничную гастрольную поездку. В течение трёх месяцев он побывал в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже, Лондоне, давая под собственным управлением концерты из своих произведений. Всюду его встречали овациями, дружескими приветствиями, хвалебными статьями критиков.

А 2(14) января 1888 года пришла телеграмма – Император Александр III пожаловал Чайковскому пожизненную премию в три тысячи рублей серебром.

Император Александр III

Надежда Филаретовна фон Мекк

Это известие очень тронуло Петра Ильича, в письме своей подруге и товарищу, поддерживающему его в сложных обстоятельствах, Надежде Филаретовне фон Мекк, он пишет: «Меня это не столько еще обрадовало, сколько глубоко тронуло. В самом деле, нельзя не быть бесконечно благодарным царю, который придает значение не только военной и чиновничьей деятельности, но и артистической».

По мере возрастания славы занятость Чайковского увеличивалась чрезвычайно: зарубежные поездки с напряжённым графиком, необходимость частого появления в светском обществе и при дворе. Много сил и времени забирает сочинительская деятельность, а новая – дирижёрская занимала всё остальное время.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.

Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.


Знай наших