Знай наших

Чайковский Петр Ильич. Часть шестая

Автор – Ирина Деребенко

Гофман Эрнест Теодор Амадей

Ещё один балет, нашедший мировую славу – «Щелкунчик» был написан по заказу от дирекции Императорских театров. За основу Пётр Ильич взял французский пересказ сказки Гофмана, сделанный писателем Александром Дюма.

Александр Дюма

В начале 1892 года Чайковский закончил балет, а в марте на одном из симфонических концертов Русского музыкального общества были исполнены шесть музыкальных фрагментов, пять из которых по требованию публики повторены на бис.

Лев Иванович Иванов

Балетную постановку ставил Мариус Петипа и второй балетмейстер Мариинского театра Лев Иванович Иванов.

Балет удался – «Нет в музыке «Щелкунчика» ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец» писал Волынский Аким Львович – музыкальный и балетный критик. «Танцевальное мышление Иванова не опиралось на музыку Чайковского, а жило по её законам».

Волынский Аким Львович

Генеральная репетиция «Щелкунчика» проходила в присутствии Александра III – государь был в восхищении. Балет танцевали в Мариинском театре более тридцати лет.


Мариинский театр в XIX веке

Есть ещё одна особенная деталь в музыке для этого балета – челеста – клавишный инструмент с серебристо-певучим звуком.

Челеста

Пётр Ильич, услышав челесту, был очарован её звучанием и ввёл в свой балет – с тех пор этот инструмент часто используется в симфонических оркестрах. Но и это ещё не всё – тема феи Драже – единственное музыкальное произведение, написанное специально для челесты.

Танец феи Драже, фрагмент балета «Щелкунчик»

(Предложите ребёнку вспомнить, как выглядит флейта – духовой инструмент, струнные инструменты, послушайте следующие фрагменты и объясните, что основные темы и соло играют эти инструменты.)

Флейта

Струнный оркестр

(Пусть ребёнок попробует сам находить, когда именно солирует нужный инструмент)

(Первый фрагмент – флейта «Танец пастушков»)

Танец пастушков, фрагмент балета «Щелкунчик»

(Второй фрагмент – струнные, но игра приглушённая, томная «Арабский танец».)

Арабский танец, фрагмент балета «Щелкунчик»

Фагот

А теперь послушай ещё один духовой инструмент – фагот в «Китайском танце»

Китайский танец, фрагмент балета «Щелкунчик»

А здесь ударные музыкальные инструменты – один из них кастаньеты.

Испанский танец, фрагмент балета «Щелкунчик»

(Обсудите характер каждого музыкального фрагмента, попросите ребёнка выбрать из его игрушек подходящие по характеру к этим фрагментам. На следующий день пересмотрите эти фрагменты и предложите ребёнку нарисовать или слепить на выбор: пастушков, арабских танцовщиц, китайскую шкатулку с куколками или испанского тореадора.)

Кастаньеты

В 1923 году спектакль был восстановлен балетмейстером Лопуховым Фёдором Васильевичем.

Лопухов Фёдор Васильевич

В 1929 году он создал новую хореографическую версию спектакля. Сейчас миллионы людей по всему миру восхищаются музыкой и постановками этого балета, и какой бы фрагмент из этого балета не исполняли – всегда безошибочно угадывается и автор и название произведения.

«Времена года», задуманные как последовательный ряд картин русской природы и быта, подчинённых круговороту тепла и холода, расцвета и увядания, Чайковский написал ещё в 1876 году. Поэтичные, проникновенно лиричные, написанные без притязаний на эффектность, они снискали большую популярность среди профессионалов и публики. И до сих пор концерты, посвящённые творчеству великого композитора не обходятся без какой-либо из этих зарисовок.

Каждая отдельная пьеса – самостоятельная по характеру законченная миниатюра – задушевное повествование о бесконечно дорогом и близком, идущее от глубины сердца Петра Ильича.

Март. «Песня жаворонка»

Март. «Песня жаворонка»

Поле зыблется цветами...
В небе льются света волны...
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
Взор мой тонет в блеске полдня...
Не видать певцов за светом...
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом...
И откуда раздаются
Голоса их, я не знаю...
Но, им внемля, взоры к небу,
Улыбаясь, обращаю.
(Аполлон Майков)

Август. «Жатва»

Август. «Жатва»

Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.
В копны частые
Снопы сложены;
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.
На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.
Видит солнышко —
Жатва кончена:
Холодней оно
Пошло к осени;
(Алексей Кольцов)

Ноябрь. «На тройке»

Ноябрь. «На тройке»

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
По дороге голосисто
Раздается яркий звон,
То вдали отбрякнет чисто
То застонет глухо он.
(Пётр Вяземский)

Ферваль. «Масленица»

Ферваль. «Масленица»

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

(Поговорите с детьми о характере каждой музыки, ритме, темпе; насколько она точно передаёт характер сезона, его особенности. На следующий день вспомните эти стихи, объясните ребёнку основные правила рифмы, послушайте музыку ещё раз и предложите ребёнку сочинить стихотворение о природе или любимом месяце.)

В 1893 году в Европе господствовала холера, не обошла она стороной и Петербург. Братья Чайковские не сразу обратили внимание на плохое самочувствие Петра Ильича – у него и раньше бывали желудочные расстройства. Состояние композитора ухудшалось, но даже доктор не сразу распознал причину его заболевания. С появления первых симптомов и до постановки диагноза прошло около суток – уже это одно могло привести к смертельному исходу. Последовали долгие часы борьбы с судорогами и коченением, которые становились всё сильнее и чаще. Тем не менее, у холеры Пётр Ильич был отвоёван, но она успела необратимо повлиять на органы композитора – с этими осложнениями ослабший организм справиться не сумел.

В понедельник 25 октября 1893 года в главных петербургских газетах появились объявления: «В четвёртом часу утра скончался наш лучший из современных русских композиторов Пётр Ильич Чайковский…»

Александр III был очень огорчён смертью великого композитора и взял на себя расходы по погребению – такие знаки внимания говорят об исключительном отношении монарха к Петру Ильичу.

Похоронен один из величайших русских композиторов в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Александро-Невская лавра

Некрополь мастеров искусств

Могила Петра Ильича Чайковского

Антон Рубинштейн признавал, что «Петербургская консерватория дала России ряд чрезвычайно сильных талантов» и среди них «самый гениальный – Чайковский», который «становится общеевропейской величиной». А знавшие его современники вспоминают: «среди нас не было более милого, более сердечного, более доброго и симпатичного, нежели Пётр Чайковский,… эти отличительные черты ярко светят и в его творениях».

Пёрт Ильич оставил в наследие потомкам не только многочисленные великолепные музыкальные произведения, но и учебники, посвящённые программной музыке, гармонии. Также Чайковский переводил с немецкого и французского тексты по инструментовке, приспосабливая терминологию, подыскивал нотные иллюстрации из русской музыки, дописывал комментарии.

В знак признательности за колоссальное творческое наследие в Москве перед зданием Консерватории установлен памятник Петру Ильичу Чайковскому.

Памятник Чайковскому

Его гений породил десять опер, три балета, семь симфоний, сто четыре романса, несколько программных симфонических произведений, концертов, хоровых сочинений, признанных во всём мире – Пётр Ильич, благодаря своему таланту стал послом русской музыки по всему миру.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.

Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.


Знай наших