Знай наших

Ломоносов Михаил Васильевич. Часть вторая

Автор – Ирина Деребенко

Из пышного величественного Петербурга Ломоносов попадает в германское захолустье с узкими улочками, маленькими домами.

Санкт-Петербуг

Марбург

Петербургские студенты быстро поняли, кто и чему сможет их научить, и самостоятельно договаривались с некоторыми учёными о посещении их занятий.

Марбургский университет

Христиан Вольф

Преподаватель философии Вольф, присмотревшись к новоприбывшим русским, стал советовать, чьи лекции им ещё стоит послушать. К химии и физике, прибавляется медицина, рисование и механика, логика, архитектура, гидравлика и даже пиротехника. Михаил Васильевич занимается переводами на семи языках (греческом, латинском, французском, английском, итальянском, немецком, русском), пишет стихотворения. Его поэтические произведения отличаются необыкновенной приподнятостью, бурным слогом, он использует нарочито вычурные обороты речи, нарушая привычный порядок слов во фразе. Его произведения полны движения и живописной яркости.

Вот отрывок одного из стихотворений:

Исполин, отвагой славный,
Чтоб взойти небес к верьху.
Зрю на вас, поля широки,
Где с уступами высоки
Горы, выше облаков,
Гордые главы вздымают,
Бурей ярость посрамляют
Всех бунтующих ветров.

(перевод Салиньяка «Ода» Фрагмент)

(Прочитайте с выражением. Обсудите с ребёнком о чём это стихотворение, заострите внимание как автор описывает величественность гор, какие слова использует, чтобы возник образ высоких неприступных гор; обратите внимание на сравнение «поля широки», «уступы высоки». На следующий день можете перечитать это стихотворение и предложить ребёнку нарисовать пейзаж, возникший у ребёнка перед глазами.)

Христиан Вольф поражён успехами Ломоносова и характеризует его как «самую светлую голову».

Петербургская Академия наук интересовалась своими питомцами и несколько раз в год высылала наставления: перечень авторов, которых нужно изучить, какими предметами ещё заняться, рекомендовала не тратить деньги «на наряды и пустое щегольство, а пуще всего не делать долгов». Впрочем, Ломоносову эти поучения были излишни, одевался и питался он очень скромно, а средства, остававшиеся после оплаты учёбы, тратил на книги. Но молодость беспечна и бывало, что студенты влазили в долги. Вольфу пришлось помогать студентам, выпутываться из этих долгов.

Тем временем из Петербурга пришло распоряжение отправляться на продолжение учёбы в Саксонию к Генкелю во Фрейберг – маленький горный городок.

Фрейберг

Фрейберг

Ломоносову тогда уже было 28 лет, знания, которые мог дать ему Генкель его не устраивали. Содержание Петербургская Академия урезала, а его исполинский рост не мог довольствоваться скудным гостиничным обедом. Но стиснув зубы, он изучает металлургию и горное дело, спускается в рудники, изучает строение слоёв земли. Михаил Васильевич сочувствует тяжёлому положению рабочих, но возмущает его зверская эксплуатация на рудниках детей, которые толкут руду, насыщенную ядовитыми веществами, которые они вынуждены вдыхать. Ломоносов, уже изучивший множество наук, считает, что легко можно сделать небольшие мельницы для измельчения горных пород, а не травить детей и не увечить их на всю жизнь.

фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов»

Михаил Васильевич с жадностью ловит любую новость из России, пишет оды в честь военных побед, много рассуждает о русском языке, утверждает, что русский язык по своим поэтическим возможностям богаче и ярче многих других. Пишет в Петербург письма, где показывает возможности русского языка, его поэтику. Михаила Васильевича называют «Петром Великим русской литературы».

Тем временем жизнь во Фрейберге становится всё тяжелее – денег не хватает даже на питание, да и учиться у Генкеля Ломоносову уже нечему, и он, уходит. А мечтал Михаил Васильевич о возвращении на Родину. Пытался найти способ переправиться домой, но это никак не получалось, и волею судьбы из-за своего великанского роста попал в гренадеры короля Фридриха (гренадер – военнослужащий пехотных или кавалерийских частей).

фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов»

Но с такой участью он мириться не собирался и стал искать возможности для побега.

фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов»

И, наконец, в 1741 году Ломоносов возвращается в Петербург.

В Академии нужны были толковые учёные, и наказывать Ломоносова за преждевременное окончание обучения не стали, но и поручать серьёзную работу тоже не торопились. Начал Михаил Васильевич с составления каталога минералов, также ему поручают переводы. А мечтает Ломоносов открыть при Академии химическую лабораторию, но раз за разом получает отказ.

Понимая, что так просто лабораторию ему не дадут, Ломоносов задумывается о получении профессорского звания, что обеспечит ему более независимое положение в Академии. Наука для Михаила Васильевича виделась в чаду лабораторий, с засученными рукавами, а не в напудренных париках, гравюрах и изящных переплётах книг, какую продвигали тогда при дворе.

И, наконец, в 1745 году в 34 года Ломоносова производят в профессоры. Но умудрённый жизнью новоиспечённый профессор понимал, что настоящая борьба за науку только начинается – упорная борьба за русскую науку, за право служить будущему своей страны.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.

Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.


Знай наших