Знай наших

Ломоносов Михаил Васильевич. Часть третья

Автор – Ирина Деребенко

В 1746 году Академия наук получила долгожданного президента – графа Кирилла Григорьевича Разумовского – 18-летнего плохо-образованного юношу, не умеющего и не понимающего как руководить Академией. Тем не менее, он руководил ей до 1798 года – 52 года.

Разумовский

Вступление в должность нового президента решили ознаменовать чем-либо примечательным. Были учреждены первые публичные лекции на русском языке, а не на латыни, как раньше. Идея принадлежала Ломоносову, он же составил программу лекций и сам прочитал первую из них.

Разумовский с почтением относился к Ломоносову, но всё равно не мог полностью оценить талант и возможности русского гения, хотя посодействовал открытию химической лаборатории.

Сохранились приборы, которыми пользовался Михаил Васильевич; хранятся они в Государственном Историческом музее в Москве.

Перегонный куб Ломоносова

Вещи из лаборатории Ломоносова

Ломоносов сам выбил на перегонном кубе старинный народный орнамент: ряды листьев и стеблей, а в середине в круге сделал надпись: «М. В. Ломоносов Академия Санкт-Петербург». (Рассмотрите фотографии, обратите внимание детей на весы и гири, на ступки, в которых измельчались и размалывались в пыль минералы, микроскоп,…)

В химической лаборатории Ломоносова было 9 печей, среди них: плавильная, стекловаренная, обжигательная; вдоль стен на полках стояли десятки колб, склянок, воронки, ступки, банки с химическими веществами, которых было около пятисот. К нему присылали образцы руд со всех концов России. Имелись в лаборатории различные весы: для больших и тяжёлых предметов, аптекарские весы, обычные торговые, но все они отличались большой точностью.

Весы

Аптекарские весы

Весы

В его лаборатории находилось применение и микроскопам, и насосам, Михаил Васильевич сам придумывает или совершенствует приспособления для полноценного исследования минералов, химических веществ, жидкости. Сам конструирует усовершенствованный термометр (150 делений – от точки плавления льда до точки кипения воды).

Ломоносов занимается разработкой состава и приготовлением фарфоровых масс. (Спросите ребёнка, что делают из фарфора?)

Первый фарфор

Современный фарфор

Чайный сервиз

Фарфоровая фигурка

Фарфоровые часы

(Спросите ребёнка чем первая картинка отличается от второй? Пусть опишет посуду. Расскажите, что первая фарфоровая посуда была с толстыми стенками, грубой формы, и постепенно люди научились делать тонкую посуду, наносить красивые ажурные рисунки. Но дело не ограничилось только посудой – творческим личностям необходимо было реализовать себя и они стали придумывать различной формы и тематики фарфоровые статуэтки, часы, шкатулки и многое другое.)

Михаилу Васильевичу интересны опыты со стеклом, он изучает древнее искусство составлять из цветных стёкол – смальт картины и портреты. Он знал, что мозаика была известна ещё Киевской Руси, но секрет этот был утерян, а в 18 веке известен он был только итальянским мастерам.

И Ломоносов берётся возродить и усовершенствовать это искусство. Два года он вычисляет состав стеклянных масс, ведёт подробный журнал, где записывает точное количество того или иного материала и полученные результаты.

От растираемых в мелкий порошок смесей в воздухе висела пеленой минеральная пыль, печи чадили и дымили, но профессор не обращал на это внимания – так увлекло его новое дело. Наконец, он открывает способ получать смальты любого цвета, и, как оказалось, они превзошли по красочности и качеству смальт итальянских мастеров. Ломоносов набирает учеников и обучает их мозаичному делу.

фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов»

Мозаика Ломоносова Пётр I

Полтавская баталия Мозаика Ломоносова в здании Академии наук

Помимо смальт, Ломоносов разрабатывает рецептуру для приготовления хрусталей и разнообразных цветных стёкол. Стремится наладить производство стекольной промышленности и пишет прошение разрешить ему «к пользе и славе Российской империи… завести… фабрику делания… разноцветных стёкол, бисеру и стеклярусу… и всяких других вещей и уборов, чего ещё не делают…». Ему разрешают, и он с увлечением принимается за постройку фабрики.

На Усть-Рудицкой фабрике по производству бисера, фарфора, хрусталя и цветного стекла то и дело вводились различные усовершенствования: перекладывались печи, переделывалась толчея – прибор для измельчения смеси для стеклянных масс, вносились изменения в шлифовальную и бисерную машины.

Макет Усть-Рудицкой фабрики – первая механическая фабрика в Европе

Первый фарфоровый завод в Российской империи

Ломоносов отбирает для обучения подростков, отправляет их учиться в Академию. Вскоре мастера, прошедшие ломоносовскую выучку, начинают налаживать производство на других заводах, а качество их продукции превосходит европейское.

Не забывает Ломоносов и о поэзии – она становится одним из способов научного познания мира. В стихах он размышляет о причинах различных явлений природы, высказывает предположения. Так он угадал о происходящих на Солнце процессах:


Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло приближившись воззреть:
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множества веков;
Так камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят…
(Ломоносов М. В. «Утреннее размышление…»)

Уже намного позднее наука убедится, что в недрах Солнца возникают смерчеобразные вихри, которые охлаждаясь, образуют солнечные пятна.

(Задайте ребёнку вопрос: - Какие именно строки в стихотворении описывают смерчеобразные вихри? Прочитайте стихотворение ещё раз, и пусть ребёнок укажет на нужные строки. Обсудите с ним фразы «огненны валы», «вихри пламенны». Спросите: - Как могут кипеть камни? Расскажите про высокую температуру на Солнце. Уделите внимание фразе «горящи там дожди шумят».)

Не только поэзия увлекает Ломоносова, он пишет учебник по риторике – науке об ораторском искусстве, «Российскую Грамматику», которая и в наше время имеет научное значение, а ведь прошло уже больше 250-ти лет.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.

Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.


Знай наших