Знай наших

Ломоносов Михаил Васильевич. Часть четвертая

Автор – Ирина Деребенко

Пишет Михаил Васильевич учебник по истории Российского государства. Ломоносов всегда гордился историческим прошлым русского народа, он стремится воспитать в русском народе любовь и уважение к своей истории. В дворянском обществе преобладало преклонение перед всем иностранным, и пренебрегались все достижения отечественной науки и искусства, народ, напротив, проявлял интерес к своему истинному прошлому. Ломоносов большое внимание уделял происхождению славян, изучал древние названия городов, поселений, рек, находил в названиях европейских городов славянские корни, он полагал, что славяне были оттеснены римлянами на Восток за Дунай.

Ломоносов мечтал написать историю до своего века, особо привлекала его история Петра Великого.

Петр I

Но официально написать историю государства поручают немцам Миллеру и Шлёцеру – им открыт доступ к государственным архивам, ко всем документам. Многие из которых они игнорируют. Ломоносов пришёл в ярость, поняв, как пишут историю его Родины, ничего не знающие о ней иностранцы. Тем не менее, Екатерина II подписывает указ о назначении Шлёцера профессором истории, минуя все низшие чины и предоставление научных трудов. И как ни странно, именно теория Шлёцера, получившая название «норманнской», стала основой для написания последующих официальных учебников, в том числе и современных. И только последние годы говорят о том, что древняя история России была переврана и ставят цель изучать документы и архивы по новой.

Миллер, Шлёцер

А тогда в 1761 году ждали событие волнительное для астрономов всего мира – прохождение планеты Венеры по диску Солнца, что было очень редким явлением. Учёные Европы вовсю готовились к этому событию и договаривались с Петербургской Академией наук о поездке в Сибирь.

С подачи Ломоносова, Разумовский (президент Академии) планирует вторую экспедицию – отечественную. Михаил Васильевич принимает деятельное участие в организации: собирает инструменты для наблюдений и разрабатывает подробную инструкцию. Готовятся к наблюдению и в Петербургсокй академической обсерватории (Обсерватория – учреждение, где наблюдают за звёздами, планетами, природными явлениями и многим другим.)

Ломоносов за наблюдением небесных тел

В 18 веке было сложно просчитать точное время прохождения Венеры по Солнцу и планету пришлось «караулить» продолжительное время. Глаза Михаила Васильевича устали, начинали болеть от непрерывного смотрения на Солнце, хоть и через специальное стекло. Наконец, Ломоносов заметил, что край Солнца стал неровен, размыт, списав это на усталость глаз, на несколько секунд зажмурился, а открыв глаза, заметил ущербность на Солнце от Венеры. Боясь пропустить малейшую деталь прохождения планеты, он боялся даже моргать и вот, когда почти вся планета уже вступила на солнечный диск, он на короткие мгновения заметил её тонкое сияние.

фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов»

Неровность Солнца и сияние Венеры были новыми явлениями для той астрономии. Благодаря этим наблюдениям, Ломоносов сделал вывод, что Венера окружена атмосферой (атмосфера – газовая оболочка планеты; на Венере она состоит из углекислого газа, на Земле его поглощают растения, а люди выдыхают при дыхании). (Если ребёнок это знает, пусть сам расскажет об атмосфере и углекислом газе.) Именно из-за наличия атмосферы край Солнца становится размытым.

(Покажите ребёнку, где Солнце, а где Венера на следующем видео. Поговорите с ним о размерах Солнца и Венеры. Уделите внимание поверхности Солнца – огненные языки, вспомните отрывок стихотворения:


Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множества веков;
(Ломоносов М. В. «Утреннее размышление…»)

Прохождение Венеры перед Солнцем

Найдите на фотографии Землю и Венеру. Объясните, что прохождение Венеры по Солнцу можно наблюдать только тогда, когда она находится на линии между Землёй и Солнцем. Но так как и Земля и Венера вращаются вокруг Солнца, то именно поэтому это очень редкое явление. Для закрепления информации о планетах, через пару дней ВМЕСТЕ с ребёнком слепите модель Солнечной системы, рассказывая ему о планетах.)

Строение Солнечной системы

(Покажите ребёнку тонкую светящуюся полоску вокруг Венеры – это атмосфера.)

Атмосфера на Венере

В 1762 году Ломоносову удалось построить телескоп, более удобный и простой в использовании, чем существующие до сих пор. Но работу по дальнейшему усовершенствованию не останавливает, превозмогая боль в ногах, сам присутствует при плавке разных составов для зеркал. Так он находит способ изготовления сверхтонких зеркал, новый способ полирования стеклянных поверхностей, сам придумывает станки и инструменты для этих работ. Всё это позволило видеть небесные тела в лучшем качестве и большим приближением.

Устав бороться с проволочками в Академии, Ломоносов начинает работать дома, закупает инструменты и материалы и набирает мастеров. Вскоре возникает оптическая мастерская – все пилят, точат, шлифуют зеркала и стёкла, подгоняют части телескопа друг к другу. Заметив, что через одни приспособления предметы в ночное время видны лучше и явственнее, Михаил Васильевич начинает работать над особой трубой – для наблюдений в сумерки.

Ломоносов предлагает объявить конкурс на изобретение телескопа для наблюдений в темноте, но в Академии отвергают даже саму возможность подобного изобретения. Почти два века «ночезрительная труба» считалась только плодом фантазии учёного, но хоть и через долгое время, ум и интуиция Ломоносова восторжествовали.

Ночезрительная труба по проекту Ломоносова

Михаил Васильевич сознавал, что Петербургская Академия не выполняет задач по развитию наук, по обучению и воспитанию новых учёных, а русских учёных и вовсе оттирает от науки. И Ломоносов берётся за создание независимого от Академии Университета, двери которого были бы раскрыты для всей страны. Решает учредить такой Университет в Москве – в историческом центре русской жизни, вдали от академических иноземцев и придворных кругов, зацикленных на своей избранности.

Михаил Васильевич составил и разработал план университета, наметил принципы его организации, программу преподавания. И даже умышленно уступил место главы и основателя меценату Шувалову, имевшему большое влияние при дворе.

Шувалов

Первый Московский Университет

Открытие состоялось 26 апреля 1755 года: весь день гремели трубы и литавры, здание университета было ярко освещено изнутри и снаружи. Толпы москвичей до четырёх часов утра любовались иллюминацией. Профессоры произносили речи на четырёх языках, превозносили и славили имя Шувалова. Но нигде не упоминалось имя Ломоносова – его даже не пригласили на открытие.

Шувалов прилагал усилия, чтобы в университете обучались преимущественно дворяне, но по настоянию Ломоносова при университете были открыты две гимназии: «благородная» и «разночинная» и дворянство не смогло оттеснить разночинцев и в университет пошли люди «ломоносовского покроя» - стремящиеся обучаться, жаждущие знаний. Правда ему так и не удалось добиться разрешения учиться в Университете вольным крестьянам. Иностранные учёные, привыкшие распоряжаться в российской науке стонали: - Разве нам десять Ломоносовых надобно – и один в тягость.

фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов»

Скоро Московский университет стал крупнейшим центром отечественной науки и культуры. Уже в 1756 году была открыта гимназия в Казани. Тогда же при университетской типографии стала выходить первая московская газета «Московские ведомости». В приложении к газете печатались научные статьи профессоров. Одной из первых книг типография издала «Собрание сочинений» Ломоносова.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свои вопросы, замечания об ошибках, предложения о том, как улучшить проект и просто комментарии Вы можете отправить администратору проекта.

Следить за новостями проекта удобнее всего через группу в контакте.


Знай наших